«Сказка - средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории… Кладезь характеров и судеб, откуда ребенок черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором еще не умеет задумываться…»
(Джанни Родари)
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста,
сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на
всю жизнь..
Со сказки начинается
его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем
окружающим миром в целом.
Рассказывая малышу сказку, мы с ранних лет развиваем его
внутренний мир. Ребенок начнет раньше говорить и правильно выражаться. Словарный
запас расширяется, диалог строится правильно, связная логическая речь
развивается.
Язык сказки прост и поэтому доступен. Сказка
развивает воображение ребенка, учит его сравнивать, сопоставлять, сопереживать,
развивать связную речь, нравственные качества. Развивает
воображение и творческий потенциал. Корректирует мышление, внимание,
память, воображение, мимику лица и жесты. Сказка в
увлекательной форме показывает окружающую жизнь людей, их поступки и судьбы,
рассказывает о том, к чему приводит тот или иной поступок героя, тем самым формируя основы поведения, общения. Сказка не учит
напрямую. Она «позволяет себе» намекнуть на то, как лучше поступить в той или
иной ситуации. Сказка позволяет проиграть такие вымышленные
ситуации, каких нет на самом деле, и не может быть.
Исследователи отмечают, что сказка вводит ребенка в особый
мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий,
помогает познать мир не только умом, но и сердцем, выразить свое отношение к
добру и злу.
Сказка - это как чудо. Если бы не
было чудес, жизнь была
бы скучной и неинтересной. В сказке, есть то, что заставляет людей верить в чудо. Сказка является
таким же необходимым этапом развития ребенка, как и игра.
Чтение и восприятие сказки предполагает совместную деятельность
взрослого и ребенка.
Если больше читать ребенку, то можно сделать совместное чтение домашней
традицией, специально отводя для этого время.
Для чтения сказок следует подбирать время - когда ребенок и
Вы в спокойном эмоциональном состоянии. Во время чтения необходимо сохранять
зрительный контакт с ребенком. Садитесь так, чтобы он мог видеть ваше лицо,
наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами. Тогда слушатель осознает, что
повествование обращено именно к нему, а вам видно, какое место в сказке больше
всего его волнует.
Можно читать прямо перед
сном, по окончанию можно обсудить сказку: что понравилось, а что нет. Попросить
ребенка описать героев. При засыпании полученный опыт лучше закладывается в
подсознание.
Читать нужно с удовольствием, не отвлекаясь, тогда ребенок получит
больше пользы. Читайте с хорошей дикцией и интонацией. Играйте голосом: читайте то быстрее, то медленнее, то
громче, то тише – в зависимости от содержания сказки и
характеров персонажей. Главное не переигрывайте. Излишняя драматизация мешает ребенку воспроизводить
в воображении нарисованные словами картины.
После прочтения можно провести беседу, в которой помочь ему
понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации, проанализировать
поступки персонажей, представить себя на их месте и попытаться привести ребенку похожие
ситуации из реальной жизни.
Помните, что сказки - совершенно необходимый этап в
развитии ребенка,
так как у детей, которым родители читают или рассказывают сказки, формируется так
называемый запас жизненной прочности - некая картотека,
библиотека жизненных
ситуаций. В будущем это очень поможет ребенку,
научит его преодолевать жизненные трудности.
Уважаемые родители, помните - бесценное время, которое вы
проведете со своим малышом, читая и играя, не заменят никакие другие блага.
Комментариев нет:
Отправить комментарий