Задачи:
1. Обучить педагогов играм Б. П. Никитина, которые способствуют развитию познавательной
активности дошкольников.
2. Заинтересовать педагогов играми Б. П. Никитина для использования в
своей работе.
3. Изготовить с педагогами развивающую игру «Сложи
узор».
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, материал для изготовления игры (пластиковые кубики (40х40х40мм), самоклеющаяся бумага: красного, желтого, синего и белого цветов), развивающая игра кубики Никитина «Сложи узор».
Ход мастер-класса.
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Слайд 1. Тема
нашей встречи: «Использование игрового оборудования для развития ФЭМП».
Математика – это особый мир, мир чисел, количества,
геометрических представлений, мир величины, цвета и формы. Как же открыть детям
этот необыкновенный, волшебный мир, чтобы они свободно могли в нём
ориентироваться. Задача для педагогов и родителей трудная, но очень интересная.
Чтобы правильно организовать деятельность детей по
данному направлению, надо хорошо знать их возрастные психологические
особенности. С раннего возраста сохраняется непроизвольный характер основных
психических процессов – внимания, памяти, мышления, а также потребность в
эмоциональном комфорте. Поэтому, в дошкольном возрасте образовательную
деятельность лучше всего строить через игру. Ведь игра имеет важнейшее
значение, она является ведущим видом деятельности.
Слайд 2.
В декабре
мною был прослушен вебинар на тему «Кубики Никитина как средство развития
детей»
Слайд 3. «Игрушки,
игры — одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру
принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются
и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие
интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы
думаете, что просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом
человеческую личность!» (Б.П. Никитин).
Борис Павлович и Елена Алексеевна Никитины педагоги
– новаторы, жившие в Советском Союзе, разработали интересную систему
развивающих игр.
Развивающая игра представляет собой многоплановое,
сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей,
и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством
всестороннего воспитания личности ребенка.
В развивающих творческих играх Никитина - в этом и
заключается их главная особенность - удалось объединить один из основных
принципов обучения "от простого к сложному" с очень важным принципом
творческой деятельности - "самостоятельно по способностям".
Какие игры Никитина, вы знаете?
Слайд
4. Верно, это творческие развивающие игры:
кубики для всех, уникуб, сложи узор, дроби, сложи квадрат, рамки и вкладыши
Монтессори. Цель - формирование развития у ребенка интеллекта, внимания, умения
логически мыслить и решать нестандартные задачи.
Слайд
5. Развивающие игры Никитиных решают рад
задач:
1)Образовательные:
-Способствовать формированию и закреплению
представлений детей о цвете, форме, размере.
-Обучать детей навыкам классификации, варьировать
цвет и форму.
2) Развивающие:
-Развивать у детей творческое мышление, восприятие,
внимание, память.
-Развивать пространственное воображение,
сообразительность и логическое мышление, графические способности,
цветоощущение, умение анализировать, комбинировать цвета.
3)Воспитательные:
-Способствовать воспитанию саморазвивающейся
личности.
-Воспитывать аккуратность, точность, усидчивость и
целеустремленность.
-Способствовать умению принимать решения
самостоятельно.
Игры решают сразу несколько проблем, связанных с
развитием творческих способностей:
- могут стимулировать развитие творческих способностей с самого раннего
возраста;
- создают
условия, опережающие развитие способностей;
- ребенок развивается наиболее успешно, если он
каждый раз самостоятельно пытается решить максимально сложные для него задачи;
- игры Никитина могут быть очень разнообразны по
своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, они не терпят принуждения и
создают атмосферу свободного и радостного творчества;
- играя в игры Никитина с детьми, взрослые незаметно
для себя приобретают очень важное умение - сдерживаться, не мешать малышу
самому размышлять и принимать решения, не делать за него то, что он может и
должен сделать сам.
Практическая
работа с педагогами
Слайд
6. Сегодня я хочу предложить вам,
изготовить развивающую игру кубики Никитина «Сложи узор».
ИГРА ««СЛОЖИ УЗОР»
Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Кубики имеют
6 граней каждая грань окрашена в разные цвета. Основных 4 цвета: красный,
белый, синий, желтый. Особенность кубиков Никитина заключается в том, что две
грани кубика комбинируются двумя цветами. Красным и белым треугольниками и
другая грань синим и желтым треугольниками. Что позволяет составлять из них
цветные узоры в огромном количестве вариантов.
Слайд
7. Для создания игры нам необходимо пластиковые
кубики превратить в разноцветные (6 основных цветов), обклеивая каждую грань
кубика в определенный цвет…
Порядок окраски:
Передняя грань – белая (на рисунке показана
прозрачной),
Задняя грань – желтая,
Правая грань – синяя,
Левая грань – красная,
Верхняя грань – желто-синяя,
Нижняя грань – красно-белая.
В младшем возрасте, используя игры с кубиками, дети изучают и закрепляют цвет и форму; считают
кубики - учат понятие количества, формируют начальные навыки счета, учатся
выстраивать цветные дорожки и простые узоры.
В среднем возрасте задания для детей усложняются.
Под руководством взрослого дети работают по схемам. Выстраивают различные
узоры. Закрепляем навыки устного счета, формы и цвета.
Старшие дошкольники умеют самостоятельно выполнять
задания по схемам, выстраивают логическую последовательность (цепочку) и
проявляют творческую инициативу.
Сейчас я предлагаю вам сыграть в игру с
использованием кубиков «Сложи узор». Я буду читать текст - сказки, а Вы по ходу
выкладывать соответствующие узоры.
Слайд
8. В одном сказочном лесу, где росли вот
такие ёлки.
Слайд
9. Стоял домик – теремок.
Слайд
10. Сделали как - то раз в том домике большую
вкусную конфету, и отправили по почте, в конверте. Слайд 11.
Слайд
12. Поплыла конфета на корабле.
Слайд
13. Доставили посылку, развернули, а там
конфета не красная, а желтая!
Слайд
14. Стали разбираться, в чем дело, и
выяснилось, что это корабельный кот подменил конфету.
Играя, таким образом, дети научатся понимать схемы,
распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, придумывать сюжет
сказки, рассказа, научатся развивать
сюжет, использовать в речи разные виды предложений.
БЛАГОДАРЮ ВАС ЗА УЧАСТИЕ В МОЁМ МАСТЕР-КЛАССЕ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий