Личная гигиена – совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья.
Обучение дошкольников
гигиене – задача не только родителей, но и воспитателей, поэтому желательно
обеспечить полную согласованность требований ДОУ и семьи ребенка. Важно
выработать общие критерии оценки отдельных действий, и в саду, и дома четко
определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.
Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Дошкольникам необходимо сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены детей, раскрывать их значение для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам.
К главным
научно-методическим приемам обучения относятся наглядные, словесные, игровые и
практические. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить
определенное движение. Постепенно он учится все более самостоятельно и быстро
справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает,
не забыл ли ребенок сделать то или иное задание, а в дальнейшем предоставляет
ему большую самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все выполнил,
следит ли он за личной гигиеной детей, нужно на протяжении всего дошкольного
возраста.
Гигиена детей: режим дня
Режим дня обеспечивает
ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и тоже время, что
способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и
личной гигиены. Режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает
смену деятельности, предохраняя нервную систему детей от переутомления.
Умывание – первый этап гигиены дошкольников
Детям должно быть
удобно и приятно умываться: высота умывальников должна соответствовать росту
малышей
Правила мытья рук
Ø Ребенку нужно объяснить, что по
правилам гигиены детей, до начала мытья рук следует закатать рукава.
Ø Надо также показать, как правильно
намыливать и мыть руки и лицо, как вытираться после умывания.
Ø Не следует торопить малыша, если он
сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки).
Ø Тем более не следует выполнять это
действие за него.
Ø Воспитатель организует умывание так,
чтобы не создавалось очереди.
Ø Педагог напоминает детям, чтобы они не
забыли закатать рукава, расстегнуть воротники платьев или рубашек.
Ø Следит, чтобы дети умывались тщательно,
вытирались досуха полотенцем.
Контролируя процесс
умывания, воспитатель отмечает ход гигиены детей: все ли подготовлено для
умывания: на месте ли мыло, у всех ли детей есть полотенца; чем заняты дети,
которые ждут умывания или уже умылись; тщательно ли умываются дети, хорошо ли
вытирают руки, помогают ли им взрослые и в чем; длительность умывания.
Гигиена полости рта у дошкольников
Чтобы предупредить
заболевание и разрушение зубов, надо приучить детей после обеда полоскать рот
теплой водой. Маленьким детям первое время это дается с трудом, но, повторяя
нужные движения за взрослыми или сверстниками, они постепенно привыкают
правильно полоскать рот.
С 3-4-летнего возраста
детей надо приучать чистить зубы правильно, выполняя необходимую гигиену
полости рта у дошкольников: верхние зубы – сверху вниз, нижние – снизу-вверх с
наружной и внутренней сторон.
Рекомендуется постепенно
приучать детей к твердой пище, при ее пережевывании усиливается работа
челюстных мышц. Но грызть орехи детям не следует – можно испортить зубы. Не
реже двух раз в год детей необходимо показывать зубному врачу.
Пользование носовым платком – основа гигиены детей
В кармане у
дошкольника всегда должен быть чистый носовой платок. С самого начала второго
года жизни можно приучить ребенка к платку.
Важно научить детей
правильно сморкаться, зажимая одну ноздрю, иначе слизь вместе с микробами может
проникнуть в барабанную полость и вызвать воспаление среднего уха. Обучать
этому нужно осторожно, не зажимая ребенку нос слишком сильно.
Неприятные резкие
движения взрослых во время обучения гигиеническим навыкам, вызывающие у ребенка
боль, – основная причина нежелания и даже сопротивления малышей тому, чтобы
приобщаться к гигиене детей.
Купание как элемент гигиены детей дошкольного возраста
Купание и умывание
должны быть приятны малышу. Температура воды (как при всех общих водных
процедурах) вначале должна быть близкой к температуре тела. К концу приема душа
ее можно снизить на 2 °С по сравнению с первоначальной, потом опять повысить и
снова снизить. Необходимо, чтобы после душа или умывания ребенок вытерся
насухо.
Ноги надо мыть не
только перед ночным сном (даже если общая водная процедура противопоказана), но
и перед дневным. Особенно важно соблюдать это правило летом.
Гигиена волос и ногтей у детей
Малышам дошкольного
возраста нужно подстригать волосы, чаще их мыть, причесывать не реже двух раз в
день, выполняя необходимую гигиену детей.
Девочкам, у которых
длинные волосы, можно завязывать их небольшими бантиками или заплетать в
косички. В детском саду, как и дома, у каждого малыша должна быть своя
расческа. Расчески еженедельно моют щеткой с мылом и хранят в отдельных футлярах
или в гнездах на вешалках для полотенец.
В этом возрасте
дошколята не способны сами ухаживать за ногтями. Их подстригают взрослые, но
ребенок может сам вычищать грязь из-под ногтей щеточкой.
Гигиена детей: приучение к опрятности
Необходимо следить за
чистотой и опрятностью одежды и обуви малыша. Уже на третьем году жизни это
должно стать предметом заботы самого малыша. Даже если он еще не в состоянии
заметить непорядок в одежде или обуви, он должен привыкать устранять его –
самостоятельно или с помощью взрослых. Запачкалась рубашка или платье – нужно
принести чистые и помочь переодеться, промокли ботинки – необходимо
переобуться. Расстегнулась пуговица, развязался шнурок – следует попросить
ребенка застегнуть или зашнуровать.
Если с раннего
возраста обращать внимание малыша на неопрятность – через некоторое время он
начнет ощущать потребность в чистоте и будет испытывать свое-образное
неудобство, пока не приведет себя в порядок – сам или с помощью взрослого.
Воспитать у ребенка привычку быть чистым и опрятным
несложно. Главное – делать это последовательно.
Также нужно помнить, что в дошкольном возрасте крохи
особенно склонны к подражанию, поэтому большую роль в формировании навыков
играет личный пример взрослых.
Комментариев нет:
Отправить комментарий