В. А. Сухомлинский.
В настоящее время актуальной проблемой в мире является сохранение здоровья, воспитание привычки у детей к здоровому образу жизни. Её решение требует активного осмысленного отношения у детей к своему здоровью и его укреплению.
Самая большая ценность для человека - это
здоровье, поэтому одной из основных задач дошкольного учреждения
ставится задача сохранения и укрепления здоровья дошкольников, а также
формирование у детей элементарных представлений о ЗОЖ. Педагогам
важно помочь детям в самом раннем возрасте осознать и понять, что представляет
здоровье, понять необходимость выполнения гигиенических процедур и других
оздоровительных мероприятий.
Ведь именно до 7 лет ребенок проходит
огромный путь развития, неповторимый на протяжении всей последующей жизни.
Именно в этот в этот период идёт интенсивное развитие органов, становление
функциональных систем организма, закладываются основные черты личности,
формируется характер, отношение к себе и окружающим.
Формирование потребности в здоровом
образе жизни должно вестись легко и незаметно, ненавязчиво, но всегда с
удовольствием и искренней заинтересованностью со стороны, как взрослого, так и
ребёнка.
Система
работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования
представлений о ЗОЖ. Основными формами работы являются занятия, досуги,
режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.
Для формирования здорового образа у
дошкольников также необходимы специальные упражнения, укрепляющие здоровье
детей, система физического воспитания. Для этого ежедневно в группах детского
садика проводится утренняя гимнастика, цель которой — создавать бодрое,
жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку,
физическую силу. Утренняя гимнастика и специальные занятия физкультурой в
спортивном зале сопровождаются музыкой, что благоприятно влияет на
эмоциональную сферу дошкольника, способствует хорошему настроению детей,
формирует их представления о здоровом образе жизни.
Большое
значение для формирования представлений дошкольников о здоровом образе жизни
оказывают подвижные игры. Проводятся они в группах, на специальных занятиях, во
время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры
обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры младших дошкольников
организует воспитатель, а в старшем возрасте такие игры чаще всего организуют
сами дети.
Помимо
ежедневной утренней зарядки с детьми дошкольного возраста проводятся
специальные физкультурные занятия. Их цель обучать детей правильному выполнению
движений, различным упражнениям, направленным на развитие координации тела и
повышение самостоятельной двигательной активности. В детском саду постоянно
осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся
профилактические мероприятия для его укрепления.
На занятиях по ознакомлению с
окружающим миром формируются представления детей о человеке как живом существе,
его организме и здоровье; о влиянии различных факторов на здоровье и образ
жизни человека; о здоровом образе жизни; о поведении человека, способствующем здоровью и
здоровому образу жизни.
На занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической
направленности и практических занятиях формируются представления дошкольников
об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и
окружающей среды.
Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает
формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью
рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании.
На некоторых занятиях по развитию элементарных математических
представлений в качестве раздаточного материала могут быть использованы
предметы личной гигиены, спортивный инвентарь, овощи, фрукты, а также
изображение этих предметов.
Занятия по изобразительной деятельности следует направлять на
реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражении их
представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликациях, поделках из пластилина, теста,
глины.
На музыкальных занятиях у детей формируются представления о
значении для ЗОЖ развития творческих возможностях человека.
Досуги способствуют созданию условий эмоционального восприятия
детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их
систематизации.
Содержание досугов может быть направлено на обучение правильному и
безопасному поведению в природной среде, на формирование основ экологической
культуры личности.
Режимные моменты используют для формирования и закрепления у детей
санитарно-гигиенических навыков, опыта закаливания.
Например, во время выполнения санитарно-гигиенических мероприятий
создают игровые ситуации "Белые перчатки", "Чистые ладошки
скрипят – спасибо говорят" и др. При этом обращают внимание детей на
качество выполнения мероприятий и поощряют потребность в них.
При организации прогулок следует предусмотреть проведение с
дошкольниками оздоровительных мероприятий – игр с водой, световоздушных и
солнечных ванн в теплое время года; подвижных игр, занятий физической
культурой.
Средствами
формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников
являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература,
продуктивная и предметно-практическая деятельность.
В
сюжетно-ролевых играх «Больница», «Семья» следует формировать у дошкольников
поведение, способствующее ЗОЖ, на основе представлений о значении для здоровья
проветривания помещения, его влажной уборки, стирки одежды и постельного белья,
ограничении времени просмотра телевизионных передач и игр за компьютером,
использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий,
санитарно-гигиенических процедур.
Детская художественная литература способствует развитию
познавательного интереса к человеку, его здоровью и ЗОЖ. Можно организовать
выставку детской литературы «Здоровье и здоровый образ жизни». Внимание детей
обращают на разнообразие книг, их красочное оформление; представляют детям
новые книги.
Для
формирования представлений дошкольников о ЗОЖ используют наглядные, словесные и
практические методы. Наглядные методы включают
наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, выставки работ
по изобразительной деятельности, выставки плаката.
Непосредственное
восприятие объектов, явлений во время наблюдений способствуют развитию у
дошкольников восприятия и мыслительной деятельности. Например, наблюдения за
ростом растений в комфортных условиях и без них формируют представления о
значении для жизни света, тепла и воды. Наблюдение за состоянием снега около
автомобильных дорог и стоянок автомашин способствует формированию представлений
о загрязнении окружающей среды в городе автотранспортом.
Демонстрация
предполагает показ способов действия в ситуациях, направленных на укрепление
здоровья и формирование практических навыков ЗОЖ.
Словесные методы включают в себя рассказы педагога,
беседы, объяснения, методы проблемного обучения. Рассказы и беседы следует
направить на сообщение дошкольникам необходимых сведений о здоровье и ЗОЖ,
уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать
опытами и наблюдениями детей.
Практические методы включают опыты, упражнения,
предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей. Например,
опыты с водой способствуют формированию представлений о свойствах воды
растворять различные вещества и поэтому не всегда быть чистой и пригодной для
питья. Опытным путем с помощью влажных ватных дисков дети легко установят, что
во время игр с песком, работы на огороде руки становятся грязными.
В рамках
реализации здоровье сберегающих образовательных технологий педагоги могут
использовать следующие формы
воспитательно -образовательной работы: занятия, беседы, прогулки, опыты,
досуги, соревнования, праздники, День здоровья, книжную выставку, выставку
плаката, выставки изобразительной деятельности, оздоровительные и закаливающие
мероприятия.
Все эти
мероприятия способствуют формированию у ребёнка знаний о ЗОЖ, позиции признания
ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего
здоровья.
Практика
показывает, что мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного
возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети
спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды,
они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
Итак,
процесс формирования здорового образа жизни дошкольников связан сформированием
привычки к чистоте, соблюдению гигиенических требований, с подвижным образом
жизни, представлениями об окружающей среде и ее воздействии на здоровье
человека. Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе
занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий